Статья - Летная одежда

Вперед, - туда, где обитают лишь птицы да ангелы.

Ричард Бах   

 

- Я немножко сумасшедший пилот,- заигрывает Альберт.- Мне нравиться управлять маленькими летательными аппаратами.

Он достает из нагрудного кармана бумажный самолетик.

            - Я только что из Америки, где принял участие в соревнованиях, чей самолетик улетит дальше. Люблю состязаться с ветром в силе и скорости.

Увидев недоумение в моих глазах, Альберт смущенно прячет самолетик в кармане брюк:

- Я пошутил, - его голландский акцент становиться еще сильнее. - Я инструктор по полетам, учу людей летать на маленьких самолетах.- Он протягивает мне визитку, и немного торопясь, спрашивает: - Хотите полетать?

            Кто - ж не хочет, конечно, хочу. Я представляю себя  Лесли из книги «Мост через вечность» и мозги сразу начинают работать по-женски: что надеть, в чем встретить ветер, бьющий в лицо.

 

100 лет назад Вильбур и Орвилл Райты совершили первый полет на изобретенной ими машине. В этом же году в Перми родился будущий летчик и поэт – Василий Каменский, придумавший слово самолет, обозначающее  для русского человека всевозможные бипланы, монопланы, аэропланы и прочие летательные машины. Самолетостроение в начале прошлого века  развивалось так быстро, что уже через десять лет, к Первой мировой войне в России было 190 военных самолетов, во Франции - 143, в Англии -  84 и 232 -  в Германии. Для распознавания самолетов, принадлежавших одной эскадрильи, спешно придумывается военная эмблема, наносимая на бок и хвост. В летчики идут добровольцы из других войск и на их форму нашивают знаки отличия. Крылья аистов, голубей, орлов стилизуются для нашивок летчиков разных стран. Там высоко над землей в открытой кабине  очень холодно и военные летчики позволяют себе некоторую вольность в одежде. Кожаные пальто и шлем на меху, меховые длинные рукавицы и сапоги – ботфорты, пристегивающиеся к поясу (в России такие меховые сапоги называют - бурки), кроме того: кожаная маска и очки все это становится обязательной частью экипировки.

 Пассажиры на самолете экипируются в комбинезоны с большими карманами, куда помещаются грелки; в непогоду на борту очень популярны зонты.

            Военные действия закончились, и полет на самолете становиться уделом храбрецов или безумцев. В сущности, и те и другие старались поставить рекорды. Первые -  на скорость и дальность полета, покоряя полюса и неизведанные земли, а вторые – на ловкость и удачу, в сложнейших трюках воздушной акробатики.  Бесстрашные молодые летчики стали героями фильмов, книг. Кумиры всей планеты: француз Жорж Гинмер. американка Амелия Эрхарт и  русский Валерий Чкалов прожили короткую, яркую жизнь и стали романтическими образцами  для подражания. Кожаные куртки – бомберы, комбинезоны, маленькие, уютные шлемы и летные очки послужили для создания целого направления в моде. Воротник-авиатора дополнял даже вечерние наряды модниц 20-30 годов. 

 

 

Итак, о летном обмундировании в советской России. В тридцатые годы, во времена воплощений мечты о небе, летчиков одевали во все лучшее, что тогда было. Гордость летчиков — кожаное пальто-реглан. От обычного пальто его отличало то, что полы можно было застегивать вокруг ног, и они не мешали одевать парашют.

    К реглану полагалась меховая подстежка. На ноги надевались высокие фетровые сапоги, обшитые снизу кожей; назывались они бурки. Позже их сменили унты из собачьего меха. Кожаные пальто сменили комбинезоны на цигейке, но регланы еще долго были атрибутом костюма летчика.

    Для зимних полетов в открытых кабинах применяли маски из кротового меха. Тогда летчика можно было узнать по расцветке лица: закрытый шлемом лоб был белый, а лицо было красно-коричневым, как у лыжников на горных курортах.

    Хорошо было не только летное обмундирование — форменная одежда в авиации отличалась от общевойсковой: это был синий френч с белой рубашкой и галстуком, фуражка с кокардой.

В 1943 году  появилось новое летное обмундирование. Это были американские меховые костюмы. Штаны в них имели на всю длину разъемные молнии. По такому образцу потом стали шить кожаные костюмы для летчиков-испытателей.

Вот как описывает свою форму летчик А.А. Щербаков: «…Надевать летный комбинезон и летные ботинки очень удобно. Молния спереди, молния на плече, молния на голенище сапог. Много карманов, как на модных куртках. Но карманы не декоративные. Здесь все функционально: карман для пистолета, карман для ножа, карман для радиационного дозиметра, для соединения противоперегрузочного костюма с самолетной системой».

 Форма и обмундирование имеют не последнее значение для создания престижа профессии. Руководствуясь этим принципом, управляющие гражданских авиа компаний привлекают к разработке костюмов лучших специалистов своей страны. Не остается без внимания  и форма стюардесс. Объявленная правительством Англии в 1966 году «женщиной года» Мэри Куант, создает форму для «Тристар», Пьер Карден работает над формой стюардесс во Франции, с 1991 года стюардессы компании «Алиталия» носят форму от Армани к форме стюардесс «Аэрофлота» приложил руку Валентин Юдашкин.

           

 

 

Крестными родителями стиля «авиатор» стали русские конструктивисты в 20-е годы. 

 Именно в эти годы сформировалась идея проектирования не моды, не фасона, а костюма как утилитарного, удобного, приспособленного к профессии человека инструмента.

 "В зависимости от характера производства - костюм ли это для пилота, пожарного, костюм для полярных экспедиций, вносятся индивидуальные особенности в выбор материала и детализацию покроя", писала в своих разработках художница Варст.

Производственный костюм", или "прозодежда", как тогда говорили, впервые появился как реальный образец на сцене театра имени Мейерхольда в 1922 году.

Серию костюмов, выполненных Л. Поповой для спектаклей "Великодушный рогоносец" и "Земля дыбом" отличали четкий социально-образный типаж того или иного костюма (рабочий, летчик, агитатор и т. д.) . Демонстрация всевозможных конструктивных и функциональных деталей (карманов, швов, ремней и застежек) подчеркивала "технический", рациональный облик одежды.

«Цвет белый, полутона... Светло, радостно и юно... - вспоминал А. Родченко - автор костюмов и декораций заключительной части пьесы В. Маяковского "Клоп", поставленной Мейерхольдом в 1929 году, где действие происходило в будущем - в далеком 1979 году.  - На головах у актеров маленькие гладкие круглые шапочки-шлемы. Ткань - гладкая, серебристо-белых тонов. Куртки как бы герметически застегиваются по сложной ломаной или спиральной линии... Костюм стал походить на сложный летательный аппарат».

В 60-е годы футуристические идеи А. Родченко подхватывают французские кутюрье:  Андре Куррэж, Пьер Карден., Ги Ларош, Луи Феро.

В 90-е годы куртка пилота и шлем стали неотъемлемой частью стиля унисекс.

В 2001 году в коллекции «Чревовещание»  Хусейн Чалоян демонстрирует радиоуправляемые платья из  пластика и шелка с автоматически поднимающимися под действием импульса закрылками. В финале показа – акт вандализма, все пластиковые конструкции разбиваются молоточками. Такая вот демонстрация хрупкости авторской идеи.

2003 год принес моду на парашютные стропы и ремни.

А в этом году, если в вашем гардеробе не появиться куртка бомбер и летные очки, то вы автоматически теряете право называться модным человеком.

 

 

 

 

 

 

Эмблема дома моды Армани напоминает Летную нашивку.

 

Используются технологии uCoz
Автор: Антон Филичкин
Год: 2004